Форум Вольного Волонтёрского Сообщества (ВВС)

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Форум Вольного Волонтёрского Сообщества (ВВС) » Общая информация о сообществе freevolonter.ru » Статья "Самое сложное — прийти в детский дом с пустыми руками"


Статья "Самое сложное — прийти в детский дом с пустыми руками"

Сообщений 1 страница 30 из 40

1

Александра Александрова
http://www.uspeshnye-siroty.ru/

Можно обижаться, не соглашаться, спорить, доказывать обратное — но кому, как не бывшему детдомовцу говорить о том, что нужно сироте? Кто лучше поймет, в чем нуждается государственный ребенок, каковы его мечты и как он может реализовать их — заслуженный педагог, перечитавший горы литературы и знающий о детских домах по книгам и из лекций теоретиков или человек, вышедший из детского дома?

Мы можем только предполагать, что детям нужно подарить то-то и то-то, привезти такие-то вещи, показать такие-то музеи и поговорить о том-то и том-то. Александр Гезалов — человек, который может рассказать о нуждах и мечтах сирот — из первых уст. Прежде всего, потому, что он сам когда-то о чем-то мечтал. А так же потому, что многое из того, что ему привозили, вручали, отдавали — было ему без надобности, это было то, без чего он запросто мог бы обойтись.Александру — больше чем нам всем понятно, в чем ошибка волонтеров, приезжающих в детские дома с кучей вещей, с подарками, сладостями. Они раздают вещи среди детей или воспитателей, умиляются грустным детским глазам, с непомерно взрослым взглядом — и уезжают в свою обычную повседневную жизнь, к своим семьям, к своим неразрешенным проблемам. И ведь многие искренне хотят помочь, считают, что теперь жизнь брошенных детей станет чуточку проще, чуточку краше. Однако в итоге, становятся одними из безличной вереницы «спонсоров», выращивающих в детях чувство жалости к самому себе, потребления, чувства, что им все должны, и учащих сирот спекулировать своим сиротством, выставлять его напоказ.

Почему же большинство людей, искренне переживающих за детей, желающих помочь им — все же попадают в эту ловушку? Кто-то просто не знает — что еще он может сделать, может быть, не задумывается о последствиях. Не догадывается, что сам учит ребенка брать просто так, брать и ждать, что привезут еще, не ценить — потому, что привезут снова. Другие идут по этому пути потому, что путь этот проще. Сразу виден результат — дети хватают подарки, разбегаются по углам, жадно вцепившись в добычу, сразу же разворачивают конфеты, печенье. Дети хором скандируют вам — спасибо. Воспитатели улыбаются вам, дети поют песню про мамонтенка, и вы испытываете чувство очищения и осознания выполненного долга. Вы думаете — теперь у ребенка есть, во что играть, во что одеваться, и вы накормили его сладостями на некоторое время. Ребенку остается только наслаждаться полученными дарами и теперь, поскольку он больше не нуждается в таких бытовых вещах — направлять свою энергию на получение каких-то моральных благ. Волонтер удовлетворен — дети обеспечены не хуже домашних семейных детей. Дело сделано. Справедливость восторжествовала.

Однако — за внешним благополучием — суровая реальность. Игрушки будут тут же разломаны — чтобы не достались тому, кто сильнее. Одежда будет собрана заботливыми воспитателями — на «торжественный случай». Конфеты тут же съедены. Мне понадобилось три года — чтобы привить детям желание читать, желание выбирать себе книгу, желание ее перелистывать, открывая для себя новые миры, жизни. Если бы я просто привезла детям книги в детский дом — книги были бы брошены на полку, затем под полку, под стол, стулья — разодраны без сожаления на куски... Первое время я покупала детям дорогие игрушки — и не понимала, что они просто не умеют в них играть. Дорогой джип на пульте управления тут же оказывался без колес, пульт грызли зубами, выдергивали и выкидывали батарейки. Несколько месяцев мне понадобилось, чтобы понять, что самая дешевая машинка, со снимающимися колесами — принесет больше пользы и будет более понятна детям. Но сколько волонтеров сразу же согласятся со мной, что дешевый пупс с комплектом одежки — принесет больше пользы, чем импортная дорогая кукла, умеющая разговаривать, ходить, закрывать глаза и даже ходить в туалет? Я думаю — почти никто...

— Абсурд! — скажет мне человек, который приезжает в детские дома и видит полупустые полки в детских комнатах, обычные советские игрушки и конструкторы — Такие дорогие игрушки развивают детей! Учат их заботе о младших! Кроме того, они красивые и поэтому детям захочется играть с ними... Но, я знаю, что эта дорогая кукла будет безжалостно разломана, если ее не заберут заботливые воспитатели и не запрут в шкаф, до прихода комиссии или проверки. Заберут из лучших побуждений — чтобы не сломали.

Помогать не разово — помогать постоянно, адресно — это уже напряжно. Это уже требует терпения, сил, постоянства. Это уже другой уровень ответственности — когда от сирот не отмахиваются — вот, на получи, это все, что у меня есть, чтобы поделиться. Это все то, что я насобирал, что мне отдали, что я сам купил на лишние деньги. Отвечать за тех, кого приручил — это уже быть с детьми. Это когда проблемы детей — становятся вашими проблемами, когда уже нельзя жить как раньше, вернуться домой и отмахнуться от чужих проблем. Это уровень — когда ты уже никогда не сможешь вернуться домой и жить как раньше.

Когда впредь — делаешь, пусть мало, сколько можешь — но постоянно. На этом уровне ответственности включается уровень переживаний, волнений — а это уже хлопотно. Это уже требует мобилизации душевных сил, времени. Это уже та телега, в которую один раз впрягшись — не скинуть, не опрокинуть — потому что если вы бросите ее — вы уже тоже никогда не сможете жить дальше так, будто ничего не происходило.

А потому — большинство и выбирает легкий путь — очищения себя, решения своих психологических проблем — путем «помощи детям». Большинству гораздо проще кинуть десять-двадцать рублей на выходе из магазина в непонятную урну «пожертвования сиротам» и не задумываться, куда и зачем пойдут эти суммы.

И даже не надо вдаваться в подробности — как и на что пошли деньги.

— Я перевел такую-то сумму, я поучаствовал, я волонтер... Можно говорить: «Но ведь всех не спасешь, всем не поможешь, я не смогу обеспечить всем достойное детство». Но вспомните притчу о морских звездах, выброшенных на берег. Маленький мальчишка бегал по пляжу и кидал некоторых обратно в море. Тысячи и тысячи при этом все еще оставались на берегу. И мальчишке сказали: «Что же ты делаешь? Это все напрасно. Ты не сможешь спасти их всех!». «Да, всех не спасу. Но мне уже удалось спасти некоторых!».

Мы можем спасти одного. Хотя бы одного. А кто-то другой спасет другого. Кто-то спасет нескольких. И все вместе мы можем спасти многих. Возможно тот, кого спасем мы — в будущем спасет кого-то еще. Может быть, он просто станет обычным человеком и создаст самую обычную семью — и НЕ СДАСТ своего ребенка в детский дом. Стоит ли это наших усилий? Может ли достичь сирота успеха? Может ли он достичь успеха сам, без посторонней помощи?

Чтобы ответить на этот вопрос — надо понять, что же такое успех. Что включает в себя это понятие?

Для кого-то достичь успеха — это купить лимузин или хаммер. Для кого-то — достичь внутренней гармонии, слиться со средой, получать удовлетворение от жизни, своей нужности, осознания своей значимости, понимания цели своей жизни. Кто говорит с сиротой о смысле жизни? О чем мечтают сами выпускники, какой образ успешного человека выстраивается перед их мысленным взором? Успешного довольного миллионера? Чтобы показать сироте многообразность мира, его сторон, возможностей — которые есть у самого ребенка — нужны годы общения. Годы совместного препровождения с ребенком. И к сожалению — другого пути у сироты нет. Дети, растущие в семьях — нуждаются во взрослых, в их помощи, наставлении, присмотре — с младенчества и до вступления во взрослую жизнь. Сироты — такие же дети. И нужды у них те же самые. Не конфеты, не Макдональдсы, не красивые шмотки и дорогие игрушки — вещи не заменят им взрослого друга, товарища, неравнодушного к детским проблемам — идущего рядом с ним на протяжении всего его взросления.

Что останется ребенку — после посещения детского дома очередной группы волонтеров?

Красивая кофта — не представляющая для ребенка никакой ценности, так как он не ценит модную и новую одежду? Пара конфет? Книга, которую он никогда не прочитает? Игра, в которую он никогда не сыграет? Что же можно сделать, чтобы остаться для ребенка не одним из сотен волонтеров, встретившимся на его пути. Не безымянным спонсором. А человеком — который чему-то его научил, что-то помог понять, осмыслить?

Самое, наверное, сложное — прийти в детский дом — с пустыми руками. В конце концов — мы живем в то время, когда в детских домах идет неплохое финансирование от государства. Да и сотрудники детских домов — сейчас далеко не такие, как это было несколько лет назад. Дети в детских домах достаточно хорошо питаются, одеты и обуты. Мы уже не в послевоенное время живем.

И все же прийти в детский дом с пустыми руками — потребует о волонтера недюжинной храбрости и знания многих коммуникативных и педагогических методик. Волонтер в таком случае — должен быть интересен сам по себе. Должен иметь некий внутренний стержень — так как иначе дети его не примут. Почувствуют слабину. Он должен суметь заинтересовать детей и предложить им что-то вместо ожидаемой халявы, так привычной детдомовским детям.

Если вы наберетесь смелостью и сможете прийти к детям и предложить им себя, свои умения, навыки, свой опыт — вы будете вознаграждены. Не сразу. Спустя время, может быть долгое время. Может быть, вы даже не узнаете об этом... Что вы сможете предложить ребенку, детям? — Возможно, вы сможете научить игре на гитаре. Или привьете ему любовь к книгам. Или может быть, научите его вязать, шить, рисовать. Даже если по каким-то причинам ваши с ребенком пути разойдутся — вы подарите ему умения, которые он сможет использовать потом в течение всей жизни. Умения, которые в какой-то момент смогут помочь ему выжить, выбрать правильный путь, выстоять.

Может быть, вы сможете обучить его какому-то ремеслу, каким владеете сами — и он всегда сможет добыть себе кусок хлеба. Вы можете играть с ребенком в шахматы, танцевать, играть в футбол, петь, может быть даже печь пироги и варить суп. Вы можете научить его плотничать. Шить себе одежду. Делать прически. Просто задумайтесь — любой ли ребенок сможет, выйдя из детского дома — ходить в цирк, кино, Макдональдс? Да, любой... Любой ребенок сможет туда прийти и поесть или насладиться зрелищем- независимо от того, сколько раз до этого он выезжал на развлекательные поездки в город с волонтерами.

А сможет ли он самостоятельно планировать свою жизнь, зарабатывать, считать зарплату, разумно тратить ее, обеспечивать себя? Сможет ли он создать полноценную семью? Ведь даже в обычном мире, у выросших в семье взрослых — столько возникает проблем, при создании семьи. Одной большой любви к сожалению, не достаточно — чтобы прожить вместе много лет. Нужно еще и терпение, и опыт, и работа над собой, и желание делать что-то на благо своей семьи. Семья — это большой труд и работа — с двух сторон.

А кто научит этому сироту? Кто подскажет, что необходимо, чтобы твоя семейная лодка не разбилась о быт?

Задумываемся ли мы, что то, что вносим в детский дом мы с вами — люди в детском доме случайные, желающие только помочь, облегчить страдания, помочь материально — как наши заезды отзовутся потом на детях? Можем ли с уверенностью сказать, что подарки, которые мы дарим сироте — только за то, что он сирота — пойдут во благо? Стали бы мы так же одарять своих детей? Не избаловало бы их такое внимание? Мне кажется, что лучше всего подскажет, как поступать — наше сердце. И понимание того, что дети сироты — такие же дети, как и те, что растут в семье. Если став взрослым — выпускник детского дома не будет чувствовать себя не таким, иным, странным — это ли не успех?

И если мы сможем помочь ему в этом — не в этом ли мы сможем состояться — как волонтеры, друзья и приемные родители?

2

Есть над чем подумать, правда?  Всё так знакомо по нашей волонтёрской практике...
И как же хочется уйти наконец-то от образа доброго спонсора, и стать по-настоящему наставником и другом для своих подопечных. Но как же трудно это сделать...
Впрочем, я надеюсь, что именно в этом направлении мы постепенно идём. По-крайней мере, политика ВВС такая. Переход от более широкого понятия "волонтёрство" к более узкому - "наставничество".

3

Mokus написал(а):

Есть над чем подумать, правда?

Правда...
Прочитала с удовольствием, тронуло.
Очень правильные мысли, только задумываться об этом начинаешь, когда окунешься в жизнь детских домов с головой, но лучше поздно, чем никогда)

4

Iriniya написал(а):

Очень правильные мысли, только задумываться об этом начинаешь, когда окунешься в жизнь детских домов с головой, но лучше поздно, чем никогда)

Это точно. Лично я впервые столкнулся с проблемами детских домов года три назад, и с тех пор потихоньку начал приобщаться к волонтёрской работе. По первому времени действительно как-то узко мы воспринимали свою миссию. В основном - привезти какие-то вещи, игрушки, книжки. Контакта с детьми особенно не было. И, честно говоря, это и подталкивало всё время искать какие-то новые формы. Пока ещё на подсознательном уровне, идея в голове не была ещё чётко сформирована. Потом был богатый опыт "Клуба волонтёров". Отличный старт для любого человека, приходящего в волонтёрство. И уже после этого захотелось чего-то ещё более осмысленного. Так появилась идея "ВВС", где можно было бы сосредоточиться на длительном и системном общении с конкретным небольшим детским коллективом, не распыляясь по-чуть-чуть на многое. Надеюсь, что именно сейчас я нащупал то, что нужно лично мне от волонтёрства. И это очень сильно перекликается с мыслями из этой статьи.
Надеюсь, что размышления на эти темы помогут новичкам немного сократить свой путь )))

5

сильная статья.. и эти мысли приходили в голову до статьи и приходят  постоянно.. лично у меня остается недовольство собой что даю мало и погружаюсь не сильно((
но я считаю что это тоже развитие и работа над собой...
а ВВС на самом деле работает именно в этом направлении.. и я очень надеюсь что из числа миллионов детей-сирот как миллионов выброшенных на берег звезд, мы сможем спасти хотя бы несколько звездочек!!
верю в это!!!

6

Во многом согласна с автором статьи. Но ничего нового для себя не открыла. С первых поездок к детям, я начала чувствовать необходимость общения с детьми именно как старший товарищ, а не как спонсор. И тем более не испытывала после поездок как пишет автор «чувства выполненного долга» или «чувство очищения».
Нужно понять для себя, что волонтерство - это работа, и очень не легкая, порой высасывающая из тебя последние силы и эмоции. Готов ли ты на это? Работать годами, зная то, что возможно никогда не увидишь результат, ведь действительно проще подарить подарок, увидеть улыбку на лице ребенка и успокоиться. Чем донести до него кажущиеся нам простыми - истины, которые ребенок может принимать абсолютно безразлично. Но когда нибудь простой и скучный совет может принести гораздо бОльшую пользу, чем батончик сникерса и игрушка.
И куда более приятно, если ребенок несет тебе самодельную открытку, которую ты только что помогал ему делать и говорит: «Вот, это тебе, я только что сам ее подписал» А не так, что после получения подарка – кругом радостные лица, улыбки и слова в которых чувствуется фальшь (сейчас имею ввиду старших детей, благо малыши еще на это не способны)
Покрутить на руках малышей, поиграть в футбол со старшеклассниками, поболтать с девчонками  о пустяках, казалось бы… но это внимание, это то в чем дети-сироты действительно нуждаются! И возможно когда нибудь они придут за советом именно к нам, и когда нибудь просто пожмут руку и скажут «Спасибо вам за то, что были в нашем детстве!»
А у  нас на это больше шансов, чем у дяденьки спонсора, который когда-то давно привез машину на пульте управления.

7

Во время последней поездки в перерыве между делами мы с мальчишками немного обсудили тему спонсорства. Я увидел, что они достаточно холодно, иногда чуть насмешливо относятся к странным дядям и тётям, которые иногда приезжают, молча с каменными лицами или нарисованными улыбками  проходят мимо, дарят какие-нибудь подарки и спешат уехать с чуством выполненного долга. Дети радостно принимают все дары, но абсолютно не ценят ни такого "внимания", ни сами эти подарки. Зачем это надо? Не понятно. Получается не помощь, а один вред.
В то же время о волонтёрах ICEF, BCG, "Чистое небо" , которые уделяют время нормальному общению с детьми, всегда отзываются положительно. Что в очередной раз подтверждает справедливость обсуждаемой статьи, и концепции, которой придерживается и наше сообщество...

8

Mokus написал(а):

Переход от более широкого понятия "волонтёрство" к более узкому - "наставничество".

Вот это те слова, которые мне больше всего по душе и с которыми я полностью согласен!!!  Более точечный, более индивидуальный подход- вот чего я не увидел имея  опыт 2-х поездок в ДД с волонтерами другого фонда. Правда это были поездки с поздравлениями на Новый Год, и я был Дедом морозом, и это было вручение подарков.....может поэтому все прошло так как прошло. Не берусь судить, поеду еще раз, на  мастер-классы и посмотрю, но вот что я понял при прошлых поездках- детям интересно просто поболтать!!!!!  А на это как раз и не было времени, тк все ограничено и проводилось в виде группового действия под присмотром воспитателей. И им важно видеть и чувствовать, что приехали не к ним, а к каждому из них, а этого я не заметил( и они, по моему, тоже), тк было что то типа конвеера((

И еще одно. По моим личным наблюдениям в поездках-основное личное общение волонтеров проходило с теми, кто улыбчив и пушист)), а подростки-"ёжики" были в стороне. А по моему личному мнению это те, кому очень нужно общение со старшими "из другого мира"( если можно так назвать приезжающих к  ним). При том общение по свойски, без нравоучений и осуждения.Прежде чем наставлять-надо понять и принять! А это не все умеют... Проще ведь навешать установок с социальными законами и дать ценные указания, а потом осудить за то, что они не выполняют эти нормы и указания, высадить на чувство вины или стыда, и окончательно обесценить. Класика((((

Правда во второй поездке в Школу интернат за 400 км от Москвы мне удалось "зацепить ёжиков"))), благо поездка была 2-х дневная и было немного "свободного" времени.И эти 30 минут, за которые прошли и знакомство, и конфронтация, и противостояние, и принятие, и доверие я считаю самыми важными для себя и для них. Хотя, если честно, было трудновато))) и я обязательно туда поеду в следующий раз, чтобы они увидели, что я все равно хочу и готов быть с ними и продолжать контакт.
Поэтому тема именно наставничества мне более близка. Постоянный, стабильный, желательно частый контакт с одними и теми же людьми. Обсуждение того, что происходит в жизни, делиться проблемами и трудностями, делиться собственным опытом, поплакаться, если необходимо)).... и все это взаимно и с уважением личности...чтобы  ребята видели, что и ты тоже человек, а не плакат с лозунгами!!!

9

Сергей, мы на одной волне )))

10

Сергей написал(а):

Поэтому тема именно наставничества мне более близка. Постоянный, стабильный, желательно частый контакт с одними и теми же людьми. Обсуждение того, что происходит в жизни, делиться проблемами и трудностями, делиться собственным опытом, поплакаться, если необходимо)).... и все это взаимно и с уважением личности...чтобы  ребята видели, что и ты тоже человек, а не плакат с лозунгами!!!

Кстати, с нами в Калязин не охота поездить?

11

Mokus написал(а):

Кстати, с нами в Калязин не охота поездить?

Привет! Да, охота. А когда у вас планируется поездка?
PS Я в волонтерстве недавно, поэтому в процессе еще и учусь всему-буду много "как и почему"))

12

Ближайшая поездка 15-го числа, следующая примерно через месяц после нее. Если что, можем в личке обсудить детали ;)

13

Сергей
п

14

Mokus написал(а):

Если что, можем в личке обсудить детали

Сорри, но я не понимаю как в личку написать))... я на мыло ответ-вопрос написал.

15

Предлагаю продолжить тему обсуждения статей на заданную тему. Периодически просматриваю сайт Гезалова, и некоторые статьи вызывают желание ретранслировать их на нашем форуме тоже...

СИРОТСКИЙ СКАЛОДРОМ
http://www.uspeshnye-siroty.ru/poleznyi … #more-7411

На днях, некий молодой человек, в фейсбуке обратился к посетителям с просьбой подсказать детские дома, недалеко от Москвы, куда было бы можно завезти жизненно важных предметов. И просьба стала кочевать от одного посетителя к другому- надо же поощрить неожиданно возникшую спонсорскую чесотку, которую продвигает некая НКО (некоммерческая организация), считая это продвижение — благом для сирот. Чаще всего жизненно важными предметами являются: плееры, плазменные телевизоры, скутеры, шкафы, тумбочки, паласы, поездки зарубеж и т.д. В общем, все, что делает детский дом лучше, привлекательнее, интереснее для сирот. Но все же, самый хит — это под любой праздник привезти в детский дом конфеты, и чем больше, тем лучше. Недавно, один известный магазин рассказал, что готов на 23 февраля передать сиротам сто килограмм конфет, даже дав название этой акции (что-то вроде «все лучшее детям», конфеты, как все лучшее, что можно отдать сиротам).А еще один фонд пошел еще дальше — он вообще решил построить в детском доме скалодром на деньги спонсоров, которым нужен быстрый эффект. Многие скажут, «чего тут плохого, сиротам очень нужен скалодром, чтобы учится выживать в обществе». Безусловно, детский дом можно сделать свершенным и привлекательным, чтобы там были и скалодромы и плазма, джакузи т.д. И тогда туда с удовольствием будут сдавать заботливые родители своих детей, и пойдут жить дети из семей, которые никогда не видели скалодрома. Таких детей уже не то, что не вернешь в семью, они туда же будет сдавать и своих детей, ведь в детском доме «Так весело и интересно». Но... это будет последнее в их жизни счастье, так как все самое лучшее в жизни у них будет только в детском доме. Ведь, как следствие, дети будут иметь испорченное зрение от просмотра плазмы с расстояния сорока сантиметров, автоматом полученные тройки в школе, кариес от подарков и т.д. А вот чтобы лечить этот кариес у сирот, у НКО с трудом находятся средства... Кто все это поощряет? Все мы.
Поощряют это те, кто поощряет спонсорскую «чесотку», которая проявляется у спонсоров иногда, когда вдруг, увидев репортаж о несчастных сиротах, которых вывели на Красную площадь, спонсору тоже хочется кому-то помочь. НКО часто не хочет, да и не может доказать зачесавшемуся спонсору, что сиротам надо совсем иное: семья, знания, успешность при попадании в общество. НКО, поощряя спонсорскую чесотку, тем самым показывает, что и им нет дела до сирот, потому что на сайте должны быть выложены фотографии, как и чем обогрели тех, или иных деток. Ответственно ли это? Становятся ли от этого умнее и понятливее спонсоры?
В тысячный раз надо сказать, что все проблемы сирот начинаются после того, как они покинули стены детского дома. Где уже нет ни добровольцев, ни спонсоров, ни плазмы. А теперь дует ветер проблем, которые нужно преодолевать без жилья и образования, умения говорить и искать работу, думать о будущем дне. Все это никак не развито в голове ребенка из детского дома. И именно тут у них начинается настоящий скалодром, где они без страховки полученных знаний и компетенций лезут в свое будущее, вспоминая, как было хорошо в стенах детского дома. И когда те, кто помогает сиротам в адаптации после детского дома, говорят о том, что сироты плохо идут на контакт, становится ясно, что привыкшие к безмерной «любви» дети, не принимают помощь и поддержку от людей, у которых есть желание помочь советом и координацией. Потому что мерилом отношения к себе видят только то, что есть в приехавших джипах и руках добреньких людей. Когда это закончится, сказать сложно, видимо тогда, когда ответственность фондов и НКО будет выше отчетов о том, как обогрели и «спасли» сироток, построив очередной в детдоме скалодром.
А.Гезалов

Я немного не согласен по поводу скалодрома. По-моему, скалодром - это хорошая спортивная площадка. Возможность заниматься спортом, отвлекает от безделья и всяких дурных занятий. Но в общем и целом мысль понятна. Хотя выглядит всё несколько обидно для спонсоров. Я уже чуствую, что Николай выступит в их защиту )))

16

Согласна с Александром,
чем лучше ДД, тем сложнее жить после него. Когда у тебя в комнате, пусть ты ее делил еще с двадцатью такими же как ты, были игрушки, компьютер, плазма, сложно понять почему у тебя этого нет, когда ты выпускаешься, почему вокруг унылые стены общежития и недоверчивые, а порой озлобленные глаза соседей, которые случайно узнали, что ты детдомовец. Для тебя больше не устраивают праздников, дружных поздравлений с Днем рождения.
Нет не только материальных вещей, нет рядом твоих друзей, преподавателей, волонтеров с которыми можно поделиться проблемами. Жизнь изменилась полностью, из беззаботного детства, которое мы - взрослые, так хотим создать для детей-сирот, они переходят в другую реальность, во взрослую, где нужно уметь выживать, конкурировать, добиваться все своими силами, и при этом всём не озлобиться на мир.
Максимальная поддержка должна осуществляться выпускникам. Нужно научить их приспосабливаться к теперешней жизни, дать понять как и на чём строить отношения с противоположным полом, как найти и в последствии сохранить семью и т.п.
Но увы, не многие это понимают. Ведь куда проще привезти детям игрушки и считать, что ты помог им в жизни, сделал благое дело, чем взять по опеку выпускников, уже взрослых, но еще таких наивных и не опытных детей.

17

И снова Александр Гезалов - http://gezalov.net/?p=344

Зачем я еду в детский дом?

Широко распространенное понятие «детский дом» «раскручено» в России, также как и бренд «Coca-Cola». В сознании обывателей сформировалось четкое представление о том, что в детский дом надо обязательно приходить с игрушкой в руках — ведь там живут самые несчастные в мире дети! Этот образ стал опасным стереотипом, который необходимо менять. Детский  дом  —  это,  прежде всего,  система,  в  которой вынужденно уживаются дети, переданные   судом   на   государственное  попечение,  и  те,  кто опекает  этих  детей.  Трогательный образ одинокого и печального «ничейного» ребенка не очень далек  от  действительности.  Однако очередная новая игрушка не сделает  детдомовского  ребенка счастливее.  Детям  нужны  не  игрушки,  им  нужны  люди  —  трезвые, грамотные и радостные. Как правило, волонтеры, приходящие в детский дом, очень быстро теряют жизнерадостность. Эти люди,  потрясенные  увиденным  в детском доме, уже не могут адекватно общаться с детьми. Дети же, в свою очередь, привыкают к тому, что каждый взрослый,  приходящий  в  сиротское  учреждение,   это   —   временный спонсор, которого они видят, возможно, в первый и последний раз. Это  тоже  уже  стереотип,  только детский.  Его  также  необходимо менять.  Каким  образом?  Прежде чем  ехать  в  детский  дом,  нужно трезво  оценить  свой  образовательный  и  жизненный  капитал. Важно  понимать,  что  дети  очень внимательно  наблюдают  за  вашим  поведением.  Если  вы  сразу полезли  в  карман  или  в  мешок, где у вас 20 килограммов конфет, то  дети  моментально  «срисуют» вас  как  временного  друга.  Они постараются «последний раз» выжать  из  вас  все,  что  у  вас  будет. Чаще всего и сам персонал детского дома настроен на иждивение. Для начала вас примет директор, потом  вас  проведут  по  детскому дому, после этого будет концерт с песенкой мамонтенка — и вот, вы уже растроганы и едва сдерживаете слезы. Но ваша задача – «выжить»  в  детском  доме  и  найти свое  место  в  его  жизни.  Как  не стать жертвой? Как уже на входе в сиротское  учреждение  показать, что  вы  —  друг  надолго,  чтобы  в следующий  раз,  когда  вы  вернетесь, от вас ждали не конфет и игрушек, а сотрудничества? Вот  несколько  практических советов,  касающихся  того,  как вести себя при посещении детского дома:

1. Определитесь, ради чего вы все же идете в детский  дом:  для  получения  эмоций,  из  любопытства, за тактильными ощущениями? Это важно, так как в зависимости от вашей мотивации и поведения система сама присвоит вам определенную роль.

2. Включите всю свою наблюдательность, подмечайте  даже  малейшие  детали – это  позволит вам  скорректировать  свою  дальнейшую  поведенческую линию.

3. Не давайте никому манипулировать вами. Если к  вам  принесут  самого  маленького  малыша, чтобы посадить на коленки, помните: за вашей реакцией следят все. Извинитесь и скажите, что пока не  готовы  брать  детей  на  руки.  Изучив  ситуацию, в следующий  раз  вы  принесете  детям-сиротам  то, чего им так не хватает – ваше доброе сердце.

4. Не идите в детский дом в роли вещевого мешка или курицы – несушки, прихватите с собой минимальный  поощрительный  фонд,  чтобы  в  нужный момент достать конфетку.

5. Если  у  вас  есть  такая  возможность,  то  сразу начните взаимодействовать с детьми. Пустите вход привезенные пазлы и раскраски. Занимайтесь с детишками,  общайтесь,  учите.  Потом  вы  поймете, как  правильно  сделали,  что  посвятили  свое  время работе  с  детьми.  Это  станет  также  хорошим  началом для будущего сотрудничества.

6. Не берите на себя излишнего груза «всеспасения сироток»,  а  делайте  только  то,  что  можете.  Не стоит терзаться мыслями о том, как мало вы сделали. Вы  не  можете усыновить  весь  детский  дом.  Ваша миссия в том, чтобы дать детям знания: принести ноутбук и научить ребят основам компьютерной грамотности, принести нитки и научить их шить и вязать. Если  у  вас  есть  специальность  повара,  вы  можете научить  детей  готовить  еду;  если  вы  спортсмен,  то можете научить их играть в футбол, и так далее. Также важно привить детям тягу к освоению новых знаний  и  навыков,  которые  пригодятся  им  в  будущем. Важно понимать, что необразованный сирота опасен как для себя, так и для окружающих. Даже если вы не заметите сиюминутного эффекта от ваших занятий, в будущем выпускник детского дома будет вспоминать вас добрым словом, осознав ценность полученных от вас знаний, навыков и опыта. Ведь главное, чтобы ребенок – сирота  не  чувствовал  себя  ущербным  после выхода из детского дома. Не это ли главная цель, ради достижения которой я еду в детский дом?

18

А вообще, советую почитать всю библиотеку, на многие вопросы здесь можно найти ответы: http://www.uspeshnye-siroty.ru/poleznyi … domah.html

19

Большое вам спасибо за то, что периодически даете темы для размышлений такими постами!! С вашего позволения я буду использовать выдержки из них на форуме, в котором активно участвую.

20

Mokus Ну вот и мы собрались, наконец, силами.. В эту субботу предполагается посещение детского дома группой людей, которых объединяет дружба и увлечение мототехникой (типа байкеры). Ребята проведут беспроводной интернет. А вот группе девочек (ребята нас просят поддержать их..) никак не приходит на ум, чем, кроме фотографий на память и катания на мотоцикле поддержать детей?
   Прошу у вас совета и помощи в свою очередь. Увлечь разговором рассказами о том откуда появился мотоцикл, когда и как, вряд ли получится (детский ажиотаж вокруг техники не позволит), хотя мы все же попытаемся.. А вот действенную помощь (идея с интернетом в начале школьного сезона мне оч.понравилась!) хотелось бы оказать. Подскажите, как нам быть, леди-байкеры в смятении..

21

Ирена, идея с интернетом хорошая. У детского дома есть сайт, но он мертвый, не обновляется годами. Я давно хотел привлечь детей к этому делу, но из-за проблем с интернетом идея зависла.

Что касается идей к поездке, не грузитесь слишком сильно. Поезжайте пока пообщайтесь, познакомьтесь. Дети например сводят вас на прогулку по окрестностям, они это любят. В процессе общения постепенно появятся идеи на будущее. И, кстати, почему бы вам самим не обсудить с ребятами эту тему? Скажите, что хотите приезжать в будущем не просто так, а с пользой. Может быть они сами подкинут какие-то идейки.

В общем, действуйте по обстановке )))

22

Ирена, а если не секрет, в какой детский дом собираетесь?

23

Mokus Спасибо за поддержку!

24

Iriniya Детский дом Кировского рай

25

Iriniya города Казань

26

Я почему-то подумал, что речь шла о калязинском Родничке ))) Привык, что в основном общаемся с теми, кто туда ездит.

Ирена, вы да имейте в виду, что некоторые мои советы (в т.ч. которые в личке) относились к Калязину. В другом месте может что-то немножко отличаться.

А вообще, удачи вам! )))

27

Ирена, удачи Вам с коллегами! Если что пишите, всегда рады помочь))

28

Привет братьям по разуму :) Сёстрам - горячий привет :)

Я довольно давно езжу в детский интернат, не с вами, но мне кажется наши группы похожи. В том числе и раздумьями о том, что в нашей деятельности полезно, что бесполезно, а что приносит вред. Подарки, например, мы давно перестали дарить, решили что плохого от них больше чем хорошего. Пришли к этому сами, без Гезалова, но он тоже всё хорошо сформулировал. К сожалению, нельзя не видеть, что не любит он не только подарки, но вообще волонтёрскую деятельность в том формате, которым занимаемся мы. К ещё большему сожалению, я очень понимаю его в этой нелюбви. Напишу сюда всю эту кучу сомнений, хотелось бы узнать ваши мнения.

Итак, формат у нас всех такой: приезд на один день из москвы в далеко-подмосковный детдом/интернат несколькими легковыми машинами. В этот день новички получают гормональный удар в голову, завсегдатаи тоже эмоционально взбадриваются, руководители устают, но проникаются законной гордостью. Что можно сделать в этих рамках для реальной пользы детям? Попробую перечислить, дополните, если что забуду.

1. Одаривание игрушками-конфетами-телефонами.
Доставляет радость. Вызывает кариес, алчность, зависть, смещение представлений о ценностях и справедливости, вторичный рынок в сильно несвободной среде итд итп. Хоть как-то это было бы допустимо, будь и нас уверенность, что дарим только мы, и только раз в год. К сожалению, есть уверенность в обратном. Сейчас мы почти совсем свернули эту деятельность,  дарим совсем дешёвые подарки на ДР и редко подарки на группы - колонки для компьютера, dvd-проигрыватель, выжигательный аппарат итп. Но даже в этом минимальном варианте балланнс пользы и вреда небесспорен.

2. Снабжение бэушными (иногда новыми) вещами и обувью.
С одной стороны гораздо приятнее видеть детей одетыми тепло и симпатично, не по-сиротски.  С другой стороны - любая халява отравляет. Чем лучше вещи, тем сомнительнее, что стоит прививать этот "хороший вкус". Очень многие из привезённых вещей будут не по карману детям после выпуска (если говорить о честном заработке). Снова смещение представлений о ценностях, справедливости распределения благ, соблазны, разочарования.  Но мы возим и возим, каждый раз,  благо усилий это требует мало - вещи сыпятся со всех сторон, только машину подставляй....

3. Снабжение учреждения
Вы же хотите помогать? Ну так помогайте! Интернату нужно: мыло, мочалки, зубные щётки, краска, лопаты, лекарства, карнавальные костюмы, очки для Тани М., туалетная бумага, прокладки для девочек, ткань для швейных мастерских, муляжи овощей и фруктов, носки шерстяные и простые, трусы, цветная бумага и пластилин... ... ...  Если что-то вам покажется не очень нужным, вам дадут новый список, где бы легко найдёте то, что обязательно надо купить, хоть бы и на свои, потому что это не может ждать положенного от государства финансирования - там чиновники, система, а тут дети, конкретные, которых вы знаете и любите! Но вы же понимаете, что это неправильно. Что вы тем самым поддерживаете порочную систему и сами становитесь её частью. Только за свои деньги и за свою личную головную боль. Освобождаете от необходимости шевелиться и тем самым развращаете всю линейку - от высоких начальников до директора и самой младшей воспетки. Халява развращает всех, иждивенческое отношение взрослых и регулярные списки "нужд" ничем не лучше детских "заказов" деду морозу.

4. Мастерклассы.
Вот уж точно полезно, по крайней мере не вредно. Но попробуйте ответить,  зачем, например, учить детей мыловарению. Прикольно - да, и нам и им, но нужно - кому? Зачем учить декупажному оклеиванию коробочек, войлоковалянию, изготовлению заколок, деревянных игрушек и полочек для книг.  99% нормальных людей не рукоделят ничего в реальной жизни, и прекрасно себя чувствуют. Проблема даже не в том, что это не нужно - бесполезные занятия тоже могут быть вполне достойны и симпатичны - а в том, что и здесь мы привозим готовое и нахаляву. Английская основа для мыла и китайские красители куплены нами в московских магазинах, и осталось только растопить это в привезённой нами микроволновке и разлить в наши же формочки. У вас я нашёл описания прекрасных мастерклассов по столярке, но все эти скворечники, лампы, полочки - это ВЫ придумываете, ищете, творите, это ваше, а не их развитие, а им вы везёте заранее продуманное, так чтобы у них наиболее быстро и легко получилось нечто готовое и красивое. В этом смысл подготовки - подумать своим взрослым  мозгом и сделать так, чтобы дети быстро и легко получили гарантированный результат. Но это же обман и разврат!  Это формирование неправильного представления о мире, где всё легко и быстро. Это разочарование и отказ при попытке потом сделать что-то самому. То есть это не бесполезно - это вредно! С другой стороны, глупо себя винить  - это ФОРМАТ - приехав на один день только так и можно, если не успели сделать за раз, то через месяц всё забудется и потеряется, дети уедут в санаторий, да и вообще какой-то плохой мастер-класс у вас, если не успели закончить, другие успевают, плохо подготовились.

5. Любые другие занятия 
- будь то постановка спектаклей, комические эстафеты, какие-то особенные фотосессии, физические и  химические опыты - всё это опять же НАШИ придумки, мы привезли их детям, и очень хотим, чтобы они во всём этом поучаствовали. Они тоже обычно не против, но мы - очень хотим. И не только мы - все хотят чем-то занять этих детей, и местные воспитатели, и приезжие всех мастей и калибров. При всей логичности этого желания приводит оно к тому, что у детей возникает аллергия на любое занятие, я бы даже сказал "западло" на любое занятие, даже развлекательное.  Я утрирую, не у всех детей и не на любое, но нельзя не видеть (поправьте, если у вас не так), что старшие, те кто здесь долго, кто находится высоко в детской иерархии - принимают менее активное и охотное участие во всём, стремятся куда-нибудь свалить, даже когда нет никаких, хоть сколько-нибудь интересных альтернативных занятий. Главный смысл и мечта - чтобы они САМИ чего-то хотели, ставили задачи, а потом их достигали, но чем больше мы везём готовых предложений, тем больше мы удаляемся от этой цели.

6. Праздники.
Вот праздники Гезалов очень не любит. Совершенно правильно говорит, что это хорошо, когда их 5-10 штук в год, а когда 50-100 - это уже вся жизнь сплошной карнавал, где все танцуют, и никто не учится, потому что некогда и не видно зачем. Мне тоже кажется, вполне хватило бы внутренних праздников, которые делаются силами преподавателей и детей, у них прекрасно получается. Но в КАЖДОЕ детское заведение в пределах 200 км от москвы нынче ездит МНОГО групп и организаций. И каждая хочет ездить как единственная. И хочет дарить праздник. Тем, кто хоть немного думает, приходится отказываться от своих праздников ради чужих, чтобы уменьшить вред.

7. Личное общение с детьми.
Это конечно самое интересное и многообещающее. Хотелось бы вовремя сказанным словом, советом повлиять на какие-то детские выборы, ценности, представления о жизни. Но на практике - признайтесь - получается слабо. Во-первых, мы не педагоги и не психологи. Надо иметь образование или врождённые способности или просто мудрость и понимание жизни. Далеко не всегда это есть, скорее это редкость. Во-вторых, дети-то как раз - психологи, прикидываются ангелами легко и талантливо, вдохновенно и органично. Даже и не во вранье дело, а в том, что на празднике - все хорошие, добрые и весёлые. А мы их знаем только на празднике, видим маленькую макушку айсберга, какие мы может давать советы, кроме банальностей? В-третьих, мы очень разные с этими детьми, с их родителями, знакомыми, воспитателями. Тот, кто в пятнадцать лет убежал из дома, вряд ли поймёт того, кто учился в спецшколе. Я учился в спецшколе и вырос в благополучной семье, не имею никакого опыта общения с матерью-алкоголичкой, никто и моих знакомых не трудоустраивался маляром. Мои советы могут быть просто неправильны. В лучшем случае я могу только выслушать. Но тут в-четвёртых и, чёрт возьми, в-главных! У меня всего несколько часов на всех! Я приехал на 1 день и за этот день надо что-то ещё и сделать. На разговоры остаются обрывки времени, на ходу, не наедине, невероятно поверхностно - всё это профанация и сплошное разочарование с обеих сторон.

Вот 7 пунктов, и по каждому, если честно и без эмоций - мы занимаемся не просто бесполезным, но скорее вредным делом - для развития и будущего этих детей. Не потому что мы плохие или глупые, а потому что формат однодневных (даже и частых) поездок оставляет очень мало выбора. А на большее мы не готовы, и нет никаких оснований за это винить ни себя ни других. Гезалов вот считает, что раз прийдя в детдом к ребёнку, ты обязан рано или поздно увести его домой. Может это и хорошо как максима. Но пока не подходит. А  несколько десятков ждущих лично тебя детей есть прямо сейчас.

Я всё это накатал отчасти для того, чтобы просто сформулировать своё ощущение неудовлетворённости. Но разместил это здесь - потому что вы мне кажетесь цивилизацией одного с нами типа и "возраста" - ещё не Гезалов, но уже и не фонд "Сироты Плачут Мы Поможем".  Поэтому мне было бы интересно и важно прочитать ваши мнения на эту тему.

29

Bert, привет!
Прочла твой пост и пожалуй выскажу свое видение "проблемы" ))
Под некоторыми твоими словами, честно признаться, я прям подписалась бы, а с чем то готова поспорить.
Попробую по пунктам:
1. В качестве примера беру наше сообщество, как более известное мне))) Детских дома у нас два, первый довольно посещаемый спонсорами, второй - наоборот, там дарителей и волонтеров кроме нас нет, да дети получают сладкие подарки к новому Году от муниципалитета и на этом все. Мы дарим этим детям подарки, другой вопрос какие это подарки? Все только нужное и полезное. В этом году - футбольная форма (80% детей – мальчики), в прошлом настольный хоккей. И опять же, мы дарим подарки как друзья, а не как спонсоры (приехали, вручили, фотоотчет сделали, уехали), мы пытаемся приблизить ребят к семейной схеме празднования. Ну кто не ждал подарков на Новый год? Я, например, ждала, очень. И они ждут. И для нас подарки готовят. Это дружба, а когда ты дружишь с человеком, ему хочется сделать приятное.

2. Вещи детям необходимы, хотя бы для того, что бы избежать травли одноклассников. В Советском Союзе сирот так и определяли, нищенская одежда, одного цвета, фасона  - клеймо "детдомовский"!

3. Лучше всего, изначально (еще только договариваясь с директором учреждения о первой поездке к его подопечным) позиционировать себя как "друзья"/"люди которые хотят научить детей чему- то новому, общаться" и т.п., а не спонсоры. Руководство знакомых мне ДД никогда не предлагало нам списки "нужд"! Бывает, что наши коллеги/друзья предлагают, что-то из вещей, конечно, мы им не отказываем, а делаем звонок директору:

-Надо?
-Надо!
-Везем!

Только так...

4. Я тоже много думала о том, насколько нужны и эффективны наши МК. Но я в этом нашла больше плюсов, чем минусов, поэтому я все еще этим занимаюсь)) Первое: детям нравится учиться чему то новому, через МК они познают мир. Второе: МК, как повод для общения. Когда в ДД появляется новый ребенок, ты ведь не подойдешь к нему со словами: "Давай дружить", а пригласить на МК всегда можно, а там слово за слово. Сколько девчачьих секретов, я слышала во время проведения занятий, сколько просьб помочь советом. Ну и третье: мы с помощью МК дарим детям веру в себя. Вы видели глаза детей после МК, когда у ребенка все получилось (ну и пусть, что с помощью волонтеров), когда он несет свежую поделку воспитателю/другому волонтеру/однокласснику (а чаще всем вместе взятым) и с придыханием говорит: Это я сделал! Сам!

5. У меня нет опыта в организации и проведении развлекательных мероприятий, поэтому не могу что-то сказать на эту тему. Напишу лишь про старших детей, да чаще они как бы наблюдают со стороны и/или считают себя слишком крутыми, что бы участвовать в любых МК (даже в компьютерном), но приведу тебе пример:
В прошлом году мы с ребятами ездили на выпускной в ШИ Тульской обл, выпускалось аж 33 воспитанника. Я даже не всех знала по именам, но оказалось, что они все знают как зовут нас. Этот вечер стал вечером откровений, процитирую тебе одного из выпускников (здоровый парень, рост примерно 1,90), стоит он передо мной и:

-он: Жаль мы выпускаемся…
-я: Но впереди столько интересного, целая жизнь…
-он: (перебивает) Но в ней не будет воспитателей, друзей, вас… Так мало мы с вами пообщались, мы думали вы к малышам приезжаете…  дураки мы…

Два года мы общаемся с выпускниками, они приезжают в ДД в день нашего приезда, отпрашиваются с учебы, отменяют все дела для того что бы пообщаться с нами, поиграть с малышней, поделать поделки! И это взрослые дети, это те кто не хотел еще год назад идти на контакт. Просто многие из них не ценят то, что у них есть в стенах ДД, а покидая эти стены, очень жалеют о том, что чего то не успели сделать, сказать, понять…

6. ппкс

7. Этот пункт, пожалуй, самый главный. То для чего я езжу в ДД! Все остальное это лишь приложение.
Ты пишешь, что на общение остается немного времени, я так понимаю, что все остальное время ты проводишь МК. Я стараюсь выделять на МК лишь 2-3 часа, а остальное время использую для общения. Все равно, конечно на всех не хватает, но это лучше чем ничего.
Мы для детей старшие товарищи, и если они нам доверяют, то говорят с нами, советуются, делятся проблемами, берут с нас пример. Мало кто из них говорит о своих семейных проблемах, чаще это «меня мальчик бросил, что делать?», «меня учительница в школе обижает, все время называет меня при всех сиротой» и т.д. и т.п. А ведь это обычные вопросы, для того что бы ответить не обязательно быть педагогом или психологом, просто нужно постараться понять их.
Опять же пример из жизни выпускника:
Около месяца назад, один из выпускников, с которым мы регулярно общаемся, сообщил, что стал волонтером общественной политической организации, которая старается поддерживать их город в чистоте, помогает ветеранам и т.п. После моего восхищенного и подбадривающего: Молодец! Он ответил:

Это вы молодцы, это все благодаря вам, если бы не ваша поддержка и пример, я бы щас пиво пил и с пацанами тусовался.

Наверное, мне повезло, у меня замечательные домики, где дети открытые, коммуникабельные, добрые, отзывчивые. Они не потребители, в большинстве своем, они готовы отдавать свою нерастраченную любовь нам взрослым абсолютно безвозмездно, нам просто нужно научиться ее принимать.
Bert, я понимаю твои мысли и переживания, думаю, на каждого волонтера такое находит и это нормально. Кто посильнее, проанализирует ситуацию и постарается сделать свои поездки к детям более эффективным, кто послабее, чувствуя свою бесполезность, навсегда уходят из волонтерства. Наша проблема в том, что мы хотим сразу видеть результат, но это не всегда получается. Остается лишь надеяться, что отдавая детям все то лучшее, что есть в нас, мы хоть немного меняем жизнь детей к лучшему!

30

Bert написал(а):

Напишу сюда всю эту кучу сомнений, хотелось бы узнать ваши мнения

Bert, честно говоря, у меня сомнений не меньше. Иногда так посидишь, подумаешь... 
С тобой я во многом согласен, за исключением некоторых нюансов.
Особо нет времени разбирать по полочкам и углубляться в тему. Потому что если начну, то сайт зависнет от количества текста...

Вот только жаль, что наиболее адекватные волонтёрские деятели мучаются сомнениями, а все сомнительные ребята свято уверены что всё делают правильно, и особо не парятся подобными размышлениями )))


Вы здесь » Форум Вольного Волонтёрского Сообщества (ВВС) » Общая информация о сообществе freevolonter.ru » Статья "Самое сложное — прийти в детский дом с пустыми руками"