Александр Гезалов.
http://gezalov.net/?p=557#more-557
Опалить или согреть?!
Недавно, в очередной раз встречался с добровольцами, с которыми говорил о системной помощи и поддержке детей-сирот. Разговор шел о том, что в большинстве случаев, добровольцы искреннее стараются помочь сиротам, но в рамках детского дома, не редко не имея стратегии и тактики. Им искренне жаль сирот, и это нормально. Они занимаются с ними рисованием, выжиганием. Но что дальше? Как мне увиделось, по мере моего выступления округлялись глаза добровольцев, когда я начал говорить о том, что рисование и выжигание сиротам не надо, если потом это не будет иметь продолжения. Если не будет сопровождения, совместного и дальнейшего труда.
Ведь, большинство людей, приходящих в детский дом так и не осознают, что самые главные проблемы, когда будет необходима добрая добровольческая рука, будут потом. Затем, порисовав и потанцевав, приручив, доброволец исчезает из жизни ребенка сироты уже навсегда. И новый доброволец приходит к сироте, а тот, уже наученный тем, что они сменяются как перчатки, уже не верит никому и просто использует всех входящих как в последний раз. Смысл того, что делал тот или иной добродетель пропав, не то что теряется, а видоизменяется. Когда доброволец, как бы исподволь сообщает сироте: я с тобой поиграю, а дальше ты уж как-нибудь сам. Что смог, прости. Но многие не говорят прости, они просто исчезают.
Но часто добровольцы не ставят перед собой более глобальные задачи. К примеру, расширение возможностей участия в судьбе того или иного ребенка сироты. Не идут в школу, не обсуждают проблемы ребенка с учителем, который часто и не знает, что при плохом образовании у сироты нет шансов на будущее. Учитель зачастую автоматически ставит им тройку. Иногда добровольцы сами пытаются заменить учителя в рамках детского дома, но ведь сирота опять уйдет в школу, а там уже не бесплатный доброволец, а человек за заработанную плату не делающий своей работы качественно. Если доброволец способен вести годами в детском доме футбольную или иную секцию, почему это не сделать в системе, чтобы сироты многому чему научились. Чаще всего все заканчивается игрой между приехавшими и детьми, но это не дает детям навыков и умений. Это разовая игра. А если доброволец закончил институт физкультуры, почему бы ему не пойти в детский дом работать физруком, ведь часто их там просто не бывает. А о поддержке воспитателей, думаю, уже сказано много. Они ведь тоже люди.
Мало кто задумывается над тем, что доброволец может наладить и контакт с родителями ребенка. Да, это не просто, но ведь это, пожалуй, самая важная миссия. Ведь они могут восстановиться в правах как родители, и им в этом надо помочь. Да и потом, сироты чаще всего едут к ним, а там… Это, конечно, совсем иная работа, но в рамках добровольческого движения, это направление тоже можно освоить и вернуть ребенка в семью, ведь, если семья справилась с трудностями, она может быть более полезной ребенку, нежели детский дом и куча добровольцев. Не часто можно встретить в добровольческих движениях попытку организовать тех, кто поедет в детский дом не как доброволец, а как будущий приемный родитель. Таких людей не обязательно показывать директору детского дома, потому что часто директора не хотят, чтобы приемные родители набирались опыта и забирали ребенка из детского дома. Зато подобный опыт позволит понять ему, чем и как живут сироты, реально соприкоснуться с ними, знакомиться с тем или иным ребенком. Такая практика стоит дорого, ведь чаще всего возвраты сирот происходят именно из-за того, что приемные родители не знакомы с детьми, их миром и тем, почему они себя ведут так или иначе в той или иной ситуации.
То есть добровольцы просто обязаны замыкаться не на своей спасительной, как они думают, миссии, а искать пути, которые позволят сиротам найти семьи, успешно адаптироваться в будущей жизни, стать ребенку крестным и наставником до момента, когда самостоятельность сироты станет очевидной. Но главная миссия, все же, в том, чтобы осознав, что сироты – это дети, которым нужна забота во времени и пространстве, и нести эту мысль всем, кто даже не работает с ними, потому что неизвестно, когда тот или иной человек задумается: а чем и как я могу помочь сироте? И при встрече говорить о тех сиротах, с которыми работал всегда в нынешнем времени. Например, рассказав, что вот мол, недавно крестили вместе детей, того, с кем рисовал и выжигал десять лет назад, еще в детском доме.
Шеф-редактор сайта «Успешные сироты РУ»А.Гезалов
Перепечатка с ссылкой приветствуется