Что за зверь Freevolonter ?

Это такой маленький независимый волонтёрский проект. Эксперимент, который продлился два года, и теперь продолжается дальше уже в несколько ином качестве. Нас несколько человек (в поездку в зависимости от возможностей собираются от 4 до 12-ти волонтёров). В общем – мелкая кучка энтузиастов. Но в данном случае стабильный состав группы гораздо важнее количества.

Начиналось всё так. Когда-то, лет пять назад, судьба случайно свела меня с людьми, которые помогали одному далёкому детскому дому. До того момента я не сильно интересовался сиротской темой, да и встреча эта тоже не сильно поменяла моё отношение к вопросу. Детские дома как-будто существовали в одной реальности, а я вполне нормально пребывал в другой. Но вот что странно - понемногу, по чуть-чуть, та реальность начала затягивать. Где-то немножко помог деньгами, где-то помог что-то куда-то перевезти и т.п. Дела эти были мелкие, не сильно напряжные, но люди говорили за них спасибо, и значит дела были нужные. От малого перешло к большему. Как-то раз, попав в плотное окружение интернатовской мелкоты, которая хватала за руки и со словами "пап, пап!!!" тянула с ними поиграть, я сам ещё того не понимая был втянут в долгосрочную авантюру под названием «волонтёрская жизнь».

Помогать было приятно и интересно, а вокруг оказалось так много тех, кому это нужно. И конечно же много бескорыстных граждан, способных тратить время и деньги, чтобы решать чужие проблемы. Мы с самого начала пытались наполнять поездки в подшефные учреждения смыслом. Первой масштабной акцией была коллективная закупка муфельной печи для керамической мастерской одного психо-неврологического интерната, где с проблемными детьми занимались энтузиасты-педагоги. Мы с друзьями собирали деньги, ездили за печкой на завод за 400 км от Москвы, в общем работу провернули немалую. Потом появилась идея проведения разнообразных познавательных занятий для детей. Сейчас их все называют мастер-классами.

Пока не появился собственный проект Freevolonter (а случилось это весной 2009 года), в течение нескольких лет у меня был опыт активной работы в таких известных организациях, как "Отказники.ру" и "Клуб волонтёров". Отличная практика, хотя по разным причинам эти варианты не полностью устроили меня, и заставили искать собственные подходы. Мы с друзьями (большинство из которых тоже на тот момент были волонтерами с опытом) использовали свои старые наработки, изучили чужой опыт, попутно придумывали что-то своё, присматревались к тому, что происходит в других местах. В итоге основные подходы были найдены, собралась небольшая стабильная команда и образовался наш маленький клуб со странным названием (Вольные Волонтёрские силы - "ВВС", как дань ностальгии по моей несостоявшейся карьере штурмана военно-транспортной авиации).

Так получилось, что сейчас, спустя два года существования проекта, желание развивать его в форме традиционного волонтёрского сообщества пропало. Нет ни времени, ни желания заниматься организационными вопросами. Мы уже не позиционируем себя как организацию. Но наша маленькая кучка энтузиастов продолжает собираться один-два раза в месяц, и ездить к уже ставшим родными и знакомыми детям в Юрьев-Польский и Калязинский детские дома.

Про помощь детским  домам.

Помогать детскому дому конечно же можно по разному. На эту тему много споров, статей в интернете. В этом вопросе я не сторонник каких-то догм и стандартных решений. Есть здравый смысл, и всегда надо действовать исходя из обстановки. Некоторые виды "так называемой помощи" кажутся мне откровенно вредными и опасными, а некоторые совершенно бесполезными. Но слава богу, адекватных людей в благотворительном сообществе всё-таки хватает. Кто-то оказывает необходимую материальную поддержку детскому дому, решая насущные хозяйственные вопросы, а кто-то наподобие нашей группы в основном работает непосредственно с детьми.

Наша фишка - это тесное общение с детьми, установление дружеских контактов. Большой плюс в том, что наши поездки регулярны, и в одном и том же составе. Втереться в доверие к детям бывает не просто, и делается это не быстро. Но если идёшь в детский дом с открытой душой и добрыми намерениями, дети это чувствуют и со временем нужный уровень контакта достигается сам собой.

Мы всегда держим в уме вектор на развитие и самосовершенствование. Будь то совместное творчество или какая-либо созидательная работа. Планируя какие-нибудь очередные мероприятия всегда задумываемся: чем это может быть полезно, что это даст?

Просто приехать и развлечь – не наш метод. Мы не аниматоры, нет. Хотя иногда со стороны может сложиться подобное впечатление. Это из-за шума и сумбура, обычно сопровождающего наши мероприятия. 

Наблюдая за детьми на протяжении долгого времени, стала понятна их основная беда – это отсутствие мотивации к развитию. В большей массе детдомовские дети аморфны и равнодушны. Редко их интерес к чему-то новому и продуктивному бывает устойчивым и активным. Привыкая вечно плыть по течению, легко получая необходимый минимум, им трудно не поддаваться этому общему тренду. Мы же должны постоянно встряхивать их, переключать сознание на что-то продуктивное. И мы встряхиваем, придумывая всё новые совместные занятия. И не всегда бывает важно, пригодится ли новое знание ребёнку в будущей жизни (как например моим мальчишкам умение работать с деревом и электроинструментом, укладывать ламинат или обклеивать стены плиткой), главное ощущение радости созидания, достижения поставленной цели, получения нового знания. Звучит немного высокопарно. А ведь если посмотришь со стороны на наше пребывание в детском доме, и не подумаешь, что происходит что-то важное. Со стороны это скорее напоминает весёлую кучу-малу.

Поездки в детские дома мы стараемся делать , как я уже сказал, с периодичностью около месяца (получается, что выпадает по две поездки в месяц, если брать оба детских дома). Как правило, к поездке готовится определенная программа, состоящая из мастер-классов и прочих мероприятий. Задача НЕ в том, чтобы как говорится "хоть чем-то занять детей в выходной день, и весело провести время". Не могу сказать, что жизнь в детском доме такая уж скучная и однообразная, чтобы делать из этого проблему. Наша цель - чтобы в "красивом фантике" принести детям новые навыки. К тому же, совместный труд сближает и позволяет преодолеть массу барьеров для общения. Особенно это было важно на первых порах, когда мы ещё плохо знали детей, а они нас. Сейчас конечно же с этим стало немного проще.

Мастер-классы

Среди мастер-классов всегда присутствуют такие, которые дают детям важные умения, необходимые каждому нормальному самостоятельному человеку. Отдельно могу сказать про мальчишек, которым я стараюсь уделять больше внимания. За время нашего общения мои подопечные освоили и уже вполне уверенно управляются со столярным и электроинструментом, и могут сконструировать не только например скворечник или кормушку, но и простые предметы домашней мебели, полчки, шкафчики. Мы уделили время основам электромонтажа, делали самодельные настольные лампы. Кое-кто научился класть плитку, или укладывать ламинат. У нас ещё много идей, как развивать эту тему, и многое ещё впереди. Но я уже вижу результат, и это придаёт сил и уверенности. Такие вещи надо делать системно. От одного-двух занятий толку не так уж много. Постоянные же занятия по-моему очень полезны. Хотя, это конечно очень сложно реализуется на практике.

В принципе, во всём этом нет никакого открытия Америки, только личный опыт. Подобным вещам меня учил мой папа, когда я был маленьким, вовлекая меня во все хозяйственные начинания. И я помню, с каким удовольствием постигал основы "взрослых" дел. И как интересно было проводит время в мастерской, придумывать и делать какие-нибудь мальчишеские штуковины. Сейчас я точно также втягиваю в свои дела своего 11-летнего сына, и вижу его живой интерес. Этот простой и естественный процесс, который сам собой происходит в нормальной семье, к сожалению выпал из ритма жизни детдомовских детей.

Конечно, мы не грузим детей только полезными занятиями. У нас много творческих мастер-классов, периодически мы устраиваем викторины или какие-нибудь соревнования, в хорошую погоду устраиваем пикники, играем в футбол или теннис. Это нормальное человеческое общение, которое строится естественным путём, без написанного кем-то плана. Дети чувствуют искреннее отношение, многие из них раскрываются, и идут на контакт. А это важно, потому что у ребенка появляется старший друг-наставник, которому он может рассказать сокровенное, поведать о своих проблемах и трудностях. В последнее время я наблюдаю, что некоторые выпускники детского дома поддерживают постоянную связь с волонтёрами, возникают обычные приятельские отношения. По-моему, это тоже важно.